Голос в вашей голове.
пятница, 13 мая 2022 в 10:53
Пишет ninaofterdingen:

Объекты, описывающие сами себя, известны в теории знаков, математике и логике. Они порождают парадоксы в силу того, что такой объект сам включен в тот класс, который он обозначает, ибо кто бреет брадобрея, который бреет только тех, кто сам себя не бреет? Художественное произведение в зависимости от его сюжета и внутреннего пространства можно представить как объект, описывающую свое собственное существование и функционирование. Романа Мариам Петросян «Дом, в котором…» и есть такой самоописывающий объект, и это самоописание приводит к парадоксу.

Роман «Дом, в котором…» относится к жанру магического реализма. После появления романа в 2009 году он стал культовой книгой и породил собственную фан-культуру. Книга состоит из трех томов. Фабула романа – события, которые разворачиваются в интернате для детей-инвалидов накануне выпуска. В романе показаны два хронологических среза – последний учебный год перед выпуском и прошлый выпуск, имевший место десять лет назад, когда нынешние старшие были младшей группой.

Пространство Дома самозамкнуто. Определить страну и время событий можно очень приблизительно. Это страна европейской или вестернизированной культуры примерно последней трети ХХ века. Город, где стоит Дом, не назван. Все персонажи, включая администрацию и воспитателей, названы не по именам, известны только их клички – Акула, Крёстная, Овца, то есть определить их национальность невозможно. Единственный персонаж, чьем имя и фамилию мы узнаем – это Курильщик. Его зовут Эрик Циммерман – номинация интернациональная. Так могут звать человека и в России, и в Европе, и в США. В Доме есть магнитофоны, воспитанники слушают Led Zeppelin (основана в 1968 году) и читают книгу Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (опубликована в 1970 году). Это единственные хронологические указания, позволяющие локализовать Дом в пространстве и времени нашего мира. Таким образом, пространство и время Дома определяется не внешними параметрами, а его внутренними характеристиками.

Читать дальше на сайте: ninaofterdingen.ru/2022/05/13/парадокс-самоопис...



URL записи

@темы: Малость, а приятно, Не ворую, а заимствую, Литература

Комментарии
13.05.2022 в 18:04

— Девушка, вы одна? — Нет, я с причудами.
В 2012 году значимый человек рекомендовал мне эту книгу. Ему было интересно моё мнение. Я не сильно прониклась, вообще не тяготею к магическому реализму. Прочла книгу один раз, больше к ней не возвращалась, ну, момент, где Слепой писал гвоздём в какой-то обычной тетради, не помню уж в точности, раскритиковала. А так впечатления очень смутные. Сейчас читаю книгу - вот моё по полной программе чтение. Обычное панорамное повествование об истории одной семьи на фоне исторических потрясений.
13.05.2022 в 22:07

Голос в вашей голове.
krimhilda, это одна из моих любимых книг. И дело не в магическом реализме, а в судьбах и тонких чувствах мира за стенами тех детей. Их восприятие реальности, Дома, дальнейшей жизни. Писанину гвоздем я не критиковала, видела неоднократно, как слепые в нашем кол-центре так делали, когда нечем было писать иначе.
13.05.2022 в 22:15

Only in silence the word, only in dark the light. - The Creation of Éa
Александрийская Рулетка, а какие еще книги входят в категорию любимых? Поделишься?
15.05.2022 в 09:32

Голос в вашей голове.
state.of.silence, конечно, поделюсь! Такие, чтобы прям регулярно перечитывать, это "Верные враги", серия про комиссара Каина из Вархаммер 40К, тот же "Дом", "Гиперион" Симонса, старые книги Лукъяненко, вроде "Линии грез" и "Звездной тени". Было что-то еще, но с утра не вспомню, бггг А у тебя? Какой твой список книг, которые ты возьмешь с собой на остров?
15.05.2022 в 16:55

Only in silence the word, only in dark the light. - The Creation of Éa
Александрийская Рулетка, почти все читал, кроме Вархаммера разве что.. и почти все с удовольствием =-) Громыко и Лукьяненко вообще в моем понимании стоило бы в школе задавать, хотя бы на лето.

Из своего - Волшебник Земноморья Ле Гуин, однозначно. Из Лукьяненко со временем любимым стал Спектр) Еще Крапивин, конечно - Гуси гуси, га га га и Голубятня на желтой поляне. Если я правильно помню, Рыцарей Сорока островов Лукьяненко писал с оглядкой на Оранжевый портрет с крапинками Крапивина. Лучший экипаж Солнечной Дивова, Вы сотворили нас Саймака и Задверье Геймана, оно же Никогде =-) А еще особняком стоят Между двух стульев Клюева, Автоматная баллада Уланова и Мародер автора с трудным для русского человека именем Атоми Беркем. Эти не то чтобы любимые, но - выделяющиеся и запомнившиеся настолько, что было бы нехорошо не упомянуть.

Боюсь, в конечном счете плавсредство рискует до острова не добраться. Но зато ко дну будем идти в приятной и уютной атмосфере, под шорох страниц х)
16.05.2022 в 11:06

Голос в вашей голове.
Про Геймана слышала, Саймака не читала. Остальное, что в первой части поста, включая Дивова, читала, да. Про Лукъяненко и Громыко согласна. Как раз для школы подошло бы. Громыко в младшие классы, Лукъяненко - в старшие. Спектр совсем недавно перечитывала, кстати.
Беркем прошел мимо, Про Уланова тоже много слышала, но как-то стиль не зашел, что ли. Или главный герой. Не конкретный, а вот его общий образ в творчестве Уланова.
16.05.2022 в 14:34

Only in silence the word, only in dark the light. - The Creation of Éa
У Уланова я пробовал читать несколько повестей, и как-то совсем не зашло - и по стилю, и по сюжету. Автоматная баллада мне нравится скорее общей идеей живого оружия, которое принимает участие в жизни человека, от него зависящего, чем персонажами. Когда разбираешь или чистишь автомат в армии, или ружье на даче - очень похожие мысли часто посещают. Именно на уровне ощущений. По той же причине мне интересно читать Мародера - вот уж действительно сценарий, который нет нет, да и прокрутишь в голове. "Что бы ты делал, если бы..." - а дальше сплюнуть и потоптаться вокруг, стуча по всему деревянному в зоне досягаемости.

Гейман что-то вроде Тима Бертона, но в книжном варианте)) тут как с кино, либо заходит что-то вроде Кошмара перед Рождеством или Трупа невесты, либо нет... Задверье слишком напоминает мне кэрроловскую Алису для старшего поколения, поэтому не смог мимо пройти... Ну а Саймак - это классика английской литературы, у них очень много общего с Желязны =-)) Главные герои всегда очень серьезно относятся к тому, чтобы поесть вовремя, вежливы, деловиты и собраны. Зонт в дождливую погоду, пальто - масса маленьких уютных деталей... Ну и очень интеллигентное общение, даже с врагами. Все это придает совершенно особенный колорит повествованию.
16.05.2022 в 18:35

Голос в вашей голове.
О, Бертан мне точно не зашел. Забыла, кстати, о серии Вебера - Хонар Харрингтон. Первые несколько книг уж очень понравились. Но вот потом... В общем, дочитала из упорства. Но в начале была сильно впечатлена детализацией и подробным описанием стратегии, тактики и личного мужества. Калька с Британии викторианских времен, потому выдержка, вежливость и своевременное питание тоже присутствуют. :D