Голос в вашей голове.
Да, я это прочла. Да, я вообще люблю этого автора, и даже его "Сумерки", одним своим названием вызвавшие, в свое время, у меня нервный тик правого глаза, впечатлили своим концом.
Но сейчас речь пойдет вовсе не о трогательно любимом "Метро", а совершенно о другой Вселенной этого автора.
Сама книга восхитила потрясающим талантом автора балансировать на границе пошлости и растянутого ангста героя. Еще бы слово, еще бы фраза и предложение превратилось бы в заунывное страдание или отвратительную пошлятину. Но Глуховский умудряется писать короткими фразами, виртуозно перемежая поток сознания героя с описаниями действий вокруг. Одна только сцена пребывания в тюрьме несчастного, всеми потасканного Яна надолго врезалась мне в память.
Сами по себе отношения полов, как и трагедии оных, для меня особого впечатления не произвели. Не потому, что были слабоватыми или недостаточно информативными в плане атмосферы чувств, просто немного уже не по мне, переросла, видимо. Да и в отличие от атмосферы того же Дома, Глуховский не разменивается на философию, отдавая предпочтение действиям, а от них я могу только восхититься, впечатлиться и втянуться в повествование, как кошка в пылесос.
И вот, вроде бы, ничего такого, никаких накалов страстей, поворотных моментов и прочего, но я с первых страниц залипла на тексте так, что осилила сразу пять десятков. Притормозив себя, пообещав еще вернуться, я уже в первый ден поняла, что Глуховский, зараза, купил меня с потрохами своими "по двое, маршем!"
Ну, что я могу с собой поделать? Дисциплина и сплаченность отрядов, действующих единым организмом, кипятит мою холодную кровь.
Итак, если отринуть стиль и изложение под Хемингуэем, которого, кажется, автор очень любит, сюжет, заявленный везде, как утопия, это что угодно, но не она. Если это будущее - утопия, я хочу антиутопию! На фоне прекрасных, вечно молодых и бессмертных людей герой выглядит просто психом, живущим от снотворного до транквилизаторов, постоянно мучающим себя ненужными мыслями и желаниями, простоватым исполнителем роли солдата.
А хер вам, не все так просто!
Внешняя картинка этого, мать вашу, будущего выглядит настолько ужасно, что я рада, что не доживу до до него никогда. Сама же история стара, как мир, отражает отношения отцов и детей, сопряженная с отношением общества к одному человеку и старательно незамечаемой никем проблемы отсутствия души у молодых и бессмертных людей.
Сложное произведение для прочтения. Сложно оно ни стилем и не постоянно меняющимися картинками и действиями, а особо извращенным будущим, к которому мы все и идем. Читая о том, во что превратились люди в Европе, я легко верю в две вещи: да, мы такими и станем, в том числе, с таким же будущим в России, и в то, что каждый герой - до скрежета зубов реален.
В этой книге нет привычных миров, в которые так хорошо сбегать от мира за окнами. Тут есть как раз то, что за окнами, помноженное на годы и пествование обезображенных инстинктов каждого человека и животного.
Герои этой книги Глуховского, особенно Ян, поступают именно так, как поступили бы реальные люди в реальном мире. Без сверхвозможностей, магии, прыгающих из кустов роялей и прочего "такого внезапного", что так любят авторы в последнее время.
Вердикт этой писанины от моего лица таков: мне понравилось реалистичностью и налетом реального будущего, но не понравилось некоторыми местами, от которых я ожидала чуть большего смысла, чем было придано. Хотя вот эта особенность сбивать читателя с толку, вроде бы, значимыми местами, это фишка самого автора.
Страшная вещь для любителей детей, почитателей родителей и вообще нормальных людей, не страдающих излишней агрессией и нервозностью. :D
Потому мне было не особо страшно, свои мозги я давно оставила в черном ящике Пандоры. Да-да, они упали туда как раз в тот момент, когда я открыла его, чтобы проверить, на месте ли чума и мор.))

@темы: Один день из жизни, Вести с полей, Литература