Мы есть суть отражения тех, кто смотрит на нас. Кто смотрит в нас и видит нас. Говорят, Бог смотрит на людей глазами животных и детей. Люди смотрят на бога через то, что должно олицетворять его суть, как часть мифологии, теологии и духовной составляющей разума человека. Были ли боги в те времена, когда люди встали на ноги и взяли в руки палку? Возможно ли осознание чего-то сверх того, что тогда являлось частью и сутью человека в целом?
Отрицание себя, на мой взгляд, себя, как личности и как индивида, начинается с отрицания и категоричного непринятия в глазах смотрящих. И в этом есть защитный механизм.
Психология учит человека принимать себя таким, какой он есть. Но каков есть человек, если он видит себя своими же глазами, если его мнение о себе, о мире и окружающих — субъективная часть целого? Может ли человек увидеть себя таким, каков он есть. Или он всего лишь может увидеть себя таким, каким он хочет быть и казаться.
Внутренние конфликты мешают принятию себя тем, кем мы, по нашему же мнению, не должны являться. Механизмы возникновения подобных противоречий разнообразны. Воспитание, социум, семейный уклад, время и страна проживания, правила и законы, культурные составляющие. И что есть человек, если он видит себя лишь частично и отрицает иные грани себя через взгляд окружающих?
Можно сказать: люди осуждают меня, видят во мне жестокость, черствость и лень. Можно сказать: я не хочу быть таким, я не являюсь таким, я считаю себя лучше.
Можно допустить, что увиденное частично правдиво. И тогда, приняв это мнение, как имеющее шанс на существование, человек получит ключ от себя самого. Жестокость преобразуется в стрессоустойчивость, жесткость станет дисциплиной, лень обернется двигателем к поиску новых занятий. Все это верно и неверно одновременно. Ибо я тоже смотрю на себя из самой себя. И я сейчас вижу эту грань принятия, как обязательную для продолжения работы. Если я захочу над ней работать. А «если» — это очень хорошее слово.
Мы есть суть смотрящих на нас, смотрящих в нас, видящих нас. И мы есть суть себя, слышащих себя, оценивающих себя. Кем ты видишь меня и кем ты хочешь меня видеть. Кем я вижу себя и кем я хочу себя видеть. Кем я хочу быть и кем казаться. Хочу ли я вообще казаться и вообще быть, если не хочу принять то, кем я кажусь для окружающих? Принять — не значит смириться. И не значит согласиться. Принять — значит получить пищу для размышлений. Смотреть, кто смотрит на тебя, чтобы понять, стоит ли мнение смотрящего того, чтобы допустить его правдивость.
Всю жизнь мы сравниваем, выбираем, оцениваем, ищем и теряем.